ВИМ — как хобби в России. Часть 2. Рассвет и упадок.

0а

В этой части мы рассмотрим как развивались три школы росписи в России. К чему они шли. Как влияли на общий уровень художников, работающих в этом жанре. И что из себя представляют на данный момент.

И так. Пойдем по порядку. Старая школа. К сожалению массового влияния (в начале своего пути) на художников она не оказала. Увы, это так. Основной проблемой было то, что не было никаких источников информации. Выйти на них могли лишь друзья друзей членов секции ВИМ. Тем не менее, члены секции развивались, делились опытом и вскоре стали известными по всему миру. Тот же Адрей Блескин многими считается одним из лучших скульпторов в мире(до последних лет. К сожалению вынужден признать, что последние его работы для Миниарта или Танка… это скажем так среднячок. Возьмите фигурку сделанную лет 10 назад(например бойца на Сталинград от того же Танка) и фигурку из последних наборов. Небо и земля.)  Члены секции посещают иностранные выставки. Берут там призы. Но в то же время в России, и тут начинается то самый рассвет, они проводят выставки. На самом деле выставки — это основной вклад старой школы в развитии хобби в стране. Собственно, этим они и занимаются и по сей день(6 Меридиан не за горами). Тут важно сказать, что очень многие думают что выставки секции — это 10 выставок в Балашихе и 5 в Москве. Нет. Это не так. Выставки начались ещё в 1985г…

Pl5 Pl6

1985 г. Выставка «История кавалерии в военно-исторической миниатюре», г. Москва. Музей коневодства.

1987 г. Выставка, посвященная 175-летию Бородинского сражения . Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.

1990 г.1-я Московская выставка военно-исторической миниатюры. г. Москва. Выставочный зал ВООПИК на Варварке.

1991 г. Выставка военно-исторической миниатюры в Ярославском историко-архитектурном заповеднике .

1991 г.1-я Всероссийская выставка военно-исторической миниатюры. г. Москва Центральный музей Вооруженных сил.

1992 г. Выставка военно-исторической миниатюры. г. Москва. Политехнический музей.

1992 г.1-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. г. Москва Центральный музей Вооруженных сил.

1993 г. Выставка членов секции в Библиотеке искусств в г. Москве.

1994 г.2-я Международная выставка военно-исторической миниатюры. г. Москва Центральный музей Вооруженных сил.

1996 г. Выставка «Мундир русской армий XIX века в военной миниатюре» г. Москва Выставочный зал на Солянке.

1998 г. Выставка посвященная 15-летию ВИК г. Москва. Выставочный зал на Смоленской площади.

2002 г. Выставка, посвященная 20-летию ВИК г. Москва. Выставочный зал Фонда народных художественных промыслов.

2003 г.1-я ежегодная выставка военной миниатюры, г. Балашиха. Городская, картинная галерея.

2004 г.2-я ежегодная выставка военной миниатюры, г. Балашиха. Городская картинная галерея.

2004 г.1-я открытая Всероссийская выставка-конкурс. г. Москва. Выставочный зал Фонда народных художественных промыслов.

2005 г.3-я ежегодная выставка военной миниатюры, г. Балашиха. Городская картинная галерея.

2006 г.4-я ежегодная выставка военной миниатюры, г. Балашиха. Городская картинная галерея.

2007 г.5-я ежегодная выставка военной миниатюры. г . Балашиха. Городская картинная галерея.

2008 г.6-я ежегодная выставка военной миниатюры. г . Балашиха. Городская картинная галерея.

2009 г.7-я ежегодная выставка военной миниатюры. г . Балашиха. Городская картинная галерея.

2010 г.8-я ежегодная выставка военной миниатюры. г . Балашиха. Городская картинная галерея.

2010 г. 1-я выставка «Армия на ладони» г. Москва. ДК Меридиан.

2011 г.9-я ежегодная выставка военной миниатюры. г . Балашиха. Городская картинная галерея.

2011 г. 2-я выставка «Армия на ладони» г. Москва. ДК Меридиан.

2012 г. 3-я выставка «Армия на ладони» г. Москва. ДК Меридиан.

2013 г. 4-я выставка «Армия на ладони» г. Москва. ДК Меридиан.

2014 г. 5-я выставка «Армия на ладони» г. Москва. ДК Меридиан.

Внушительный список не правда ли? Это для тех, кто пищит что-то на форумах, как у нас все плохо и нет никого развития(сами при этом ничерта не делают и не привозят работы на выставки). Выставки — они, как правило, не могут научить тебя что-то делать(даже мастер-классы на них). У них другая цель. Их цель зажечь огонь в сердцах. Я был в 96ом году на Солянке. Я был в 98м году на выставке в Сокольниках(её проводила Лейб Компания). Все это изменило мое представление о данном хобби. Увы. Этот огонь у многих гас. Потому как информации в то время не было никакой. Интернет был роскошью, а литературы по теме в стране практически не было…

Питерская школа. Существовала тогда и существует сейчас по определенному принципу — заработок денег.  То есть свои секреты они не открывали никому, только тем, кто непосредственно приходил работать в студию. Это верный подход. На самом деле, ни один опытный художник, зарабатывающий на своем таланте деньги, не откроет вам все свои тайны. Он лишь может приоткрыть вам дверь — дать базисы для работы.

ttoQWF3AA4g

В итоге Питерская школа стала для всех неким отдельным субъектом. Все знали что там трудятся девочки-художницы(иногда мужчины), знали что миниатюры в их росписи стоят приличных денег, знали что тайны им не откроют. Собственно так и было до определенного момента. Во-первых, в основной студии — «Русский витязь» началась текучка кадров. Художники уходили, открывали собственные проекты, учили помощников и так далее. Во-вторых, — это появление у всех интернета. В сеть стали выкладываться поэтапки:

NJ5k3VlDGPs

Тем самым, волей — не волей, но Питерцы открыли свои двери и те, кто хотел этим воспользовались. На данный момент Русский Витязь — это один из немногих, но никак не единственный и неповторимый. В масштабах страны — особых изменений не произошло. Лишь единицы научились, точнее захотели научиться делать «по-питерски». Работать в этом стиле — это многочасовой труд. Многие не могут уложить в голове, как может покраска одного солдатика затянуться на месяцы. Может. Может и больше…

Испанская школа ворвалась к нам через интернет. Тысячи фотографий прекрасных работ Европейских и Американских мастеров вскружали голову. Вау, Как? Да ладно? Такие эмоции были и у меня, когда я впервые набрел на Планету фигур. Помню просидел я тогда часов так 6 или 7 не отрываясь.

В то же время появилась возможность скачать различную литературу:

images

А следом и появилась возможность смотреть уроки росписи миниатюр онлайн. Для меня прорывным стал сайт Figurines Tv, который специализируется на видео репортажах с выставок и публикует мастер-классы.

Информации стало просто безумное количество. Интерес стал расти. Семена были посажены. И вскоре стали появляться первые мастера.

photo

Следом за появлением у народа большого интереса к росписи миниатюр/моделизму, стали появляться и специализированные магазины. До этого приходилось довольствоваться лишь «творчеством» флибустьеров.

Время шло. Менялись подходы к этому творчеству от » Покрасить солдатика» до «Расписать миниатюру». Изменилось понимание школ. Люди стали черпать ото всюду где было можно по немного. Тут я процитирую Володю Демченко:

«Насчет запада. Скорее всего, это было актуально несколько лет назад, все активно обсуждали и сравнивали, насколько мы «западно-незападно» красим, это казалось чрезвычайно важным , прямо-таки ключом к разгадке тайны. Сейчас мне кажется, этот ажиотаж прошел, за это время кто хотел, тот уже научился растушевывать высветления, прорисовавать губки-усики итд. Как оказалось, это еще не есть творческая панацея. Лично я сейчас просто воспринимаю пространство ВИМ чем-то единым, без деления на «наших-ваших», «запад-не запад» в котором нахожу для себя интересных авторов, вне зависимости от их стилистики, манеры и отслеживаю их творчество. Как-то так. ВИМ для меня, всё же отдельные персоналии, а не целые команды, с делением на школы, стили.»

Совершенно верно сказано. Сейчас этот самый ажиотаж ушел. Нет больше «вражды» между приверженцами той или иной школы.

Никто не видит чего-то криминального, когда выставляются на одной полке работы совершенно разные по стилю и техникам. Все они воспринимаются как… нечто единое.

Это не удивительно. Любое деление на «наших» и «не наших» — приводит к тому, что все либо объединяются, либо уничтожают друг-друга. Это и произошло. В какой-то момент деление на «школы» просто перестало существовать. Больше нет деления на стили. Есть лишь один критерий — хорошая покраска или нет. Если покрашено плохо, в один цвет, с кривыми глазами, следами от кисти, — это не какая-то там школа реализма — это просто плохая работа.

Но тут я забежал вперед. Это так намекнуть, что не все плохо и как у Мартина, у меня все герои не умрут…:D

Ладно, давайте отмотаем время немного назад. Я уже сказал, что с приходом интернета произошли хорошие перемены. Появилась информация. Разумеется появились и отечественные сайты… И вот тут, к моему сожалению… у нас пошел регресс. Появились форумы… Появились «мнимые» мастера… самопровозглашенные короли лемуров… и т.д. На сайты приходили люди чему-то научиться. В итоге вместо того, чтобы чему-то научиться их ждала огромная куча навоза. Одних эти «мастера» пытались сломать(если видели задатки), других, поддающихся дрессировке, переманивали на свою сторону. Вскоре все эти сайты и форумы превратились а большие отстойные ямы из которых люди с головой начали сбегать. Тут на эту тему я процитирую Анара Айталиева:

«Пока народ будет кучковаться по форумам и всяким группам, выставляя работы на суд, консультируясь и спрашивая советы у местечковых «авторитетов», которые ВООБЩЕ них..я не умеют, ситуация будет становиться только хуже.»

Проще говоря, созданное интернет пространство моделистов/художников, имевшее изначальную цель объединить людей с общим хобби и делиться опытом, создало… скажем так… вирус. Вирус, который годами забивал мозги людям всякой фигней, не давая им как-то развиваться… Ожидая комментарии на тему «Так вот же, на этом сайте выставляются такие-то мастера» и т.п. Выставляются. И в 99.99% это люди работающие на заказ, для них это прежде всего реклама. Им не нужны комментарии и критика, они все уже давно умеют.

Похожая ситуация, но в менее глобальном масштабе происходит в так называемых клубах детского творчества и моделизма. Проблема в том, что детей зачастую учат люди, которые сами ничего не умеют. Те самые самопровозглашенные мастера. Разумеется их помыслы чисты, они не хотят чтобы дети шлялись с пивом по дворам, а хотят привить любовь к истории, искусству и т.д. Но это не меняет того, что детей они научить толком ничему не могут… и в итоге отечественные выставки насыщаются подобными работами:

510 (1)

Замазанные в один цвет фигуры, на крышках от майонеза, картонных коробках и т.п. Проблема в том, что дети или уже юноши, которые посещали годами такие клубы, не могут сделать шаг вперед. Если человеку говорить с рождения, что зеленый — это красный, а красный — это зеленый, он никогда не будет воспринимать эти цвета иначе. Это психология. Так же и тут. Подобные кружки, конечно выполняют свою задачу(спасти детей от улицы и привить интерес к истории), но в тоже время подрубают дальнейшее развитие творчества в человеке…

Все это привело к тому… что у нас в стране возник пробел среди художников-миниатюристов. Не было смены. Её полностью уничтожили форумы и эти самые кружки. И сейчас, придя на выставку в тот же ТМ или на какую-нибудь региональную выставку, вы увидите то, что ситуация в стране мало изменилась за прошедшие годы. Лишь мельком среди плохих работ проскакивают действительно сильные вещи. Это те единицы, которые выбрали свой собственный путь развития…

На этом моменте, мы закончим данную часть. В следующей части мы разберем основные проблемы данного хобби в России на сегодняшний день(особенно детально мы поговорим о выставках и слетах), рассмотрим варианты того, как это исправить, как развивать движение. Ну и поговорим о будущем:)

Продолжение следует!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Yarik miniatures с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «ВИМ — как хобби в России. Часть 2. Рассвет и упадок.»

  1. DSK:

    Ярик, спасибо за статью. Интересно пишешь. Жду продолжения. Обязательно надо обсудить тему по возможности организации в Москве новых выставок на новых условиях, да и тему клуба любителей ВИМ надо тоже развивать.

    • Спасибо, Дим. Стараюсь)
      Тему выставок и клуба затрону в следующей части, а осенью в Меридиане, будут уже предоставлены наработки. Они конечно уже есть, но пока не афишируются. В общем помимо фигурок, нам будет, что обсудить осенью:))

      • DSK:

        Ну в общем Подольск Вас поддержит !!! У нас тоже есть интересные идеи 😉

  2. Вот, вот! Я все ждал продолжения и наконец-то дождался. Очень и очень интересно продолжение. Если форумы приносят больше вреда чем пользы, то как тогда быть?

  3. запасаюсь попкорном и жду продолжения =)

  4. Виктор Новиков:

    Наткнулся на одно любопытное исследование о природе троллей в сети. Почитайте, Ярослав. Я думаю, именно эта болезнь поражает форумы, в том числе и форумы моделистов.

    http://www.computerra.ru/94417/ot-lulzov-k-chernoy-tetrade-pechalnaya-evolyutsiya-forumnyih-aktivistov/

    Вывод исследователей. «…. теперь, когда не остаётся сомнений в том, что перед нами психически ненормальные люди (раньше ведь что у нас было? одни интуитивные догадки да личный опыт общения!), можно плавно переходить к следующему этапу регулирования сетевых ресурсов (порталов, форумов, социальных сетей) — разработке эффективных средств защиты от психопатов. … »

    Если администрация форумов не предпринимает действия по защите пространства от психопатов (именно они — те самые вирусы, которые губят общение) и их удаления с форумов, форумы начинают чахнуть. Если авторитетная администрация форума не предпринимает никаких действий по обсуждению выставляемых работ, обсуждение отдается на откуп тех самых психопатов. Итог очевиден.

    Вывод: Все в руках людей, форумы создавших: админов и модераторов. Хотят они, чтобы форум существовал как творческая лаборатория — будет лаборатория. Хотят, чтобы был «кабак» — будет «кабак».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s