Материалы. Химия и краски. (Часть 1)

1

Доброго времени. Готовил серию статей, но никак не мог решить с какой начать, поэтому решил начать с азов.

В этой статье я расскажу вам о химии и красках, которые я использую работая с миниатюрами.

1. Клей.

На заглавном фото показаны основные виды клеев, которые используются в моделизме.

Полиуретановый клей (Tamiya и Revell) используется для склеивания пластиковых деталей. Revell удобен за счёт иглы(если игла забивается и клей не вытекает, достаточно просто прожечь иглу над пламенем зажигалки), которая помогает дотянуться до труднодоступных мест, а Tamiya с кисточкой, позволяет равномерно нанести клей на поверхность. Существует множество видов полиуретановых клеев, даже с запахами апельсина и лайма. Тут выбор гигантский, но я остановился на этих.

Цианокрилатный клей (Супер Момент Профи) используется для склеивания смоляных и металлических деталей. Несмотря на то что стык получается довольно прочным, со временем клей рассыхается и при сильной тряске(например перевозка фигур на выставку) деталь может отвалиться. Поэтому настоятельно рекомендую штифтовать детали при склейке. «Профи» — это просто название клея в таком вот пузырьке, он не отличается от обычного клея супер клея в тюбике.

Поливиниловый клей (он же ПВА) используется для работ с основаниями. На него удобно высаживать траву, грунт и иные материалы.

 

2. Шпаклевка.

2

Двухкомпонентная шпаклевка (Tamiya и Эпоксилин Момент). Выбор двухкомпоненток гигантский, начиная от всем известных Милипута и «Зелёнки», заканчивая Супер скальпи и Мэджиком. Каждый выбирает, что ему по душе. Тамиевская двухкомпонентка — это аналог «Зелёнки», отличается только большей липучестью. Отрезаются два кусочка связующего и отвердителя, перемешиваются до равномерного распределения цвета(получается такой бежевый оттенок). Время высыхание у неё несколько часов, в зависимости от  толщины.  Эпоксилин Момент в тубе. Отвердитель находится внутри связующего. Если эпоксилин свежий, то можно нарезать дольки, перемешивать и работать. Если же открыт долгое время, то на стыке отвердителя и связующего появляется корка, которую желательно удалять. По закону подлости, помешает в самый неподходящий момент.

Акриловая шпаклевка (Vallejo). Очень удобная штука для заделки неровностей, щелей и трещин. По сути это паста, застывающая на воздухе. Я наношу обычной кистью, а после высыхания прохожу по поверхности наждачкой. Кисть при этом выкидывать не надо. Абсолютно спокойно промывается обычной водой.

Нитрошпаклевка (Revell). Я использую для выравнивания поверхности небольшим шпателем. По сути у меня она применятся только в создании диорам, на фигурах она не особо нужна. Растворяется при необходимости Уайт-спиритом. Он делает её жидкой, но при это очень сильно сокращает время жизни.

Льняное масло (Невская палитра).

3

Это масло используется для выравнивания двухкомпонетки и предания ей сложных форм. Можно работать и без него, но масло позволяет выгладить складки и создать ровные переходы намного быстрее. После высыхания шпатлевки(с маслом её срок жизни увеличится, так что лучше оставьте сушиться на всю ночь) масло промывается сначала под теплой водой(плотность выше поэтому оно будет скатываться капельками), а потом протирается спиртом или Уайт-спиритом.

 

3. Лаки.

4

Сразу скажу, что лаки нужны не для того чтобы защитить фигуру от повреждений, а создать равномерно матовую или глянцевую поверность фигурки. Фигурки нельзя брать в руки, лапать, облизывать и т.п. Фигурка ставится на подставку и её путь окончен(фигуры для варгеймов я не рассматриваю). Чем я пользуюсь:

Матовый лак (Vallejo и Reeves). Vallejo — отлично дуется из аэра и дает хорошую матовую поверхность. Разводится водкой/спиртом/растворителем в соотношении 3/1. С Reeves посложнее. Под кисть как и большинство художественных лаков он идет хорошо, но дает очень матовую поверхность. Матовую настолько, что очень сильно цвет меняется(становится более тусклым). Из аэра стандартными методами он не дуется. Возможно стоит попробовать их фирменный разбавитель.

Глянцевый лак (Humbrol и Reeves). Да-да. Написано, что Humbrol матовый — это не так. Он глянцевый как сопли динозавра. Причем, это не перепутанная этикетка. Я покупал его несколько раз, эксперимента ради. Он глянцевый всегда.  Reeves — аналогично матовому.

 

4. Грунтовка.

5

Грунтую фигурки я двумя способами:

1) Эмаль. Обычная серая эмаль от Tamiya. Через аэр дает равномерную матовую поверхность, которая впитывает следующие слои акрила.

2) Акрил. Техника Black & White. Матовый черный и белый акрил от Tamiya. Черный кладется как база(тамиевский акрил хорош тем, что его можно дуть на любую поверхность без грунтовки, он не будет скатываться), а дальше продувается сверху белым(серым), тем самым создавая градиент от темного(в тенях) к светлому(на выступающих поверхностях). Для чего это нужно? Во-первых, вы сразу видите все тени и понимаете что и как нужно высветлять. Во-вторых, акрил на темной и светлой базе ведет себя по-разному. Например, если положить красный акрил на черную базу, то цвет получится темным, если на белую, то светлым. Тем самым положив базовый цвет, вы сразу же получите первое высветление.

 

5. Текстурная паста.

6

Текстурная паста Sonnet используется для создания поверхности. Это такая каша с песком(есть и просто паста(как крем), и паста с шариками, но нам такое не очень подходит). Серия MUD от MIG — это уже готовая «грязь»/»мокрая земля», которая не требует особой подкраски, разве что небольшие высветления  уже на самом основании. Снег от Wilder — это чудо штука. Снег — это головная боль большинства моделистов. Поскольку стандартный способ ПВА/Сода/краска — это лотерея. В большинстве случаев все это дело желтеет. Иногда сразу, иногда через несколько лет. Адам Уальдер эту проблему решил, выпустив такой продукт. Он довольно жидкий, поэтому для больших поверхностей лучше добавлять что-то ещё(например искусственный снег от Army painter или Andrea, но только не соду. Сода впитывает в себя влагу из окружающей среды. И именно она чаще всего виновник того, что снег желтеет, а не ПВА)

 

6. Жидкости для имитации различных эффектов.

7

Рынок сейчас ими перенасыщен благодаря стараниям знаменитых мастеров БТТ Мигеля Хименеса и Адама Уальдера. MIG-AK interactive-Wilder-Ammo. Есть все на любой вкус. Перечислять особо нет смысла. Жидкости позволяют имитировать всё начиная от следов гари и ржавчины, до сколов и подтёков.

 

7. Пигменты.

8

Пигменты используются для увязки фигур и основания между собой. В этом деле главное не переборщить. Иначе получится огромная пыльная сцена ( и отговорки типа — «а на войне так было!»). Фиксируются они обычным Уайт-спиритом.

 

8. Хранение.

9

Как вы поняли различной химии много, но как правило используется она либо в начале работы, либо в конце. Поэтому я храню все в одном контейнере. Место занимает не много, и всегда знаешь где что лежит.

10

 

9. Краска.

12

Я работаю акриловой краской(Да, сейчас я изучаю масло. Про это я написал несколькими постами ранее, но пока это не основной материал.). Использую Vallejo Model Color/Model Air/Game color, Andrea color, Scale 75 и AK interactive.

Model color — обычная акриловая краска, не яркая, матовая (хотя часто попадаются глянцевые цвета, как например желтый и синий. Они почти всегда блестят)

Model Air, AK interactive — акриловая краска под аэр. Жидкая, можно работать ничем не разбавляя.

Game color — очень яркая и насыщенная акриловая краска.

Andrea color — аналог Model Color. Всегда матовая, более густая и имеет приятный карамельный запах. Помните про «облизывать»? Думаете я пошутил? Нет! После покраски фигура пахнет ещё несколько дней. И был в моей жизни случай, когда я ещё учился в МАИ. Зашла ко мне одногруппница как-то… понюхала… и видимо решила что это съедобно и не придумала ничего лучше, кроме как лизнуть. Не, базара нет, это конечно очень возбуждает… но блин… 🙂

Scale 75 — ну, а это моя основная рабочая краска сейчас. Она матовая до глухоты, высыхает очень быстро, поэтому я работаю с ней только с растворителем.

Металлики :

11

Металлики от Model Air и Game color самые яркие и насыщенные. Vallejo и Andrea немного тусклые, но зато их проще высветлять.

Сейчас я полностью перехожу на Scale. Жду от них новые сеты металликов и других наборов. По мнению комрадов — это что-то.

Хотя полностью отказаться от Vallejo я не смогу. Есть 5 незаменимых цветов:

13

10. Растворитель

15

Я уже не представляю работу без растворителя. Использую от АК, но он ничем не отличается от аналогов, как отечественных, так и западных. С ним у краски повышается рабочее время, им проще сглаживать переходы и он позволяет размывать краску(если что-то необходимо исправить)

11. Рабочее место.

16

Рабочее место должно быть удобным. Поэтому обдумайте этот вопрос заранее. Для размещения красок я использую специальные подставки-лесенки, который изготовил мне Александр Матинский (Лавочка Лута)

17

Во второй части статьи я детально разложу по полочкам как всё это используется и в чем существенные различая. Когда будет вторая часть сказать не могу, на это нужно время.

Также готовлю к запуску серию статей о материалах для диорам.

Ну и для удобства навигации — на странице есть рубрика «Статьи» — поэтому все будет находиться в одном месте.

Успехов!

 

 

Запись опубликована в рубрике Yarik miniatures. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

15 комментариев на «Материалы. Химия и краски. (Часть 1)»

  1. очень круто все написал!

  2. и как вальдемаровский снег? не настолько убог как большинство его химии?

    • Снег, как я написал очень хороший. Если работать напрямую из банки то он очень жидкий:


      Подойдёт для изображения изморози или талого снега в лужах.
      Для более плотного покрова, нужно делать добавки. Я про всё это распишу чуть позже.

      • у меня взгляд недавно на сие чудо упал, сталкивался может?
        http://www.precisioniceandsnow.com/

      • Я аналогом от Andrea пользовался arctifical snow стоит много — материала мала. Как правило такие вещи нужны для полного засыпания диорамы. Я таким не увлекаюсь.
        Посмотри аналоги у железнодорожников от фирмы NOCH и т.п. там есть такие же наборы с клеем-спреем.

  3. Good article, and nice tips on the snow. I wonder, why do you find these 5 Vallejo paints especially useful/indispensable?

    • Azazel, thanks. As for me, it is the best colors for painting faces.

      • That makes sense. I have 2 of those already, but I think I will pick up the others and try a new palette for faces and flesh. I already try to vary my skin tone palette for interesting figures, so more tools for the toolkit are always welcome.

  4. Александр:

    Акриловые краски от AK interactive — это та же Vallejo? Их можно смешивать?

    • Это модел эир по сути. Только с глянцем. Скоро будет новая версия этой статьи. В целом цикле от А до Я. Дайте время)

  5. Олег:

    Хорошая статья. Вот бы в продолжении еще увидеть дельные советы по использованию синтетических кистей. Не знаю, что я не так делаю, но моя синтетика через 5 минут загибает кончик и становиться этаким крючком… Короче, жду продолжения!

    • Олег, статья уже устаревшая, так что про неё можно забыть. Она будет переиздана в цикле статей «С чего начать», которые будут со временем публиковаться. Просто сейчас на это нет времени.
      По кистям. Синтетику я использую только для масла и для драйбраша оснований. При этом использую только плоские кисти большого размера.
      Для фигурок самые оптимальные кисти — это колонок и белка. Кисть(в среднем) при постоянной ежедневной работе живет где-то месяца 2-3. При правильном уходе может и полгода и год.

  6. Олег:

    Спасибо, про колонок я и сам могу сказать, сколько она живет 🙂 — за 15 лет разобрался, что к чему 🙂 . Волновало меня то, что некоторые знакомые мне профи успешно пользуют синтетику, в то время как я… Ну да ладно. Я понял — тут секрет мне не раскроют 🙂 . Все равно почитать приятно было — и будет!

Добавить комментарий

